Классы и категории дорог

Содержание
  1. Общая структура дороги и классификация дорожных покрытий
  2. Жесткие и нежесткие покрытия
  3. Классификация дорожных покрытий
  4. Технология создания качественного дорожного полотна
  5. Покрытия дорог
  6. Покрытия дорог нежесткие
  7. Жесткие дорожные покрытия
  8. Основная группа покрытий
  9. Дорога с грунтовым покрытием
  10. Асфальтное покрытие дороги
  11. Мостовая
  12. Щебеночное покрытие дороги
  13. Главные понятия дороги
  14. Из чего состоит покрытие
  15. Классификация дорог
  16. Подробней о покрытиях дороги
  17. Все о грунтовых поверхностях
  18. Классификация дорог по назначению
  19. Все типы дорог
  20. Простейшие покрытия
  21. Асфальтированные дороги
  22. Бетонированные автострады
  23. Дороги мощеные камнем
  24. Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
  25. Дороги необщего пользования
  26. Федеральные автомобильные дороги общего пользования
  27. Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
  28. Местные и частные дороги общего пользования
  29. Какие конструктивные слои имеет дорожное полотно
  30. Какие конструктивные слои и материалы включает дорожное полотно
  31. Какие функции выполняет каждый из материалов конструкции

Общая структура дороги и классификация дорожных покрытий

Любая дорога состоит из двух слоев:

  • Дорожная одежда.
  • Земляная ткань.

Дорожная «одежда», в свою очередь, состоит еще из двух компонентов:

  • Покрытие.
  • База.

Покрытие отличается высокой прочностью и износостойкостью. Это та самая «верхняя» часть дороги, которая принимает на себя удары автомобильных колес и погодных условий. Покрытие должно быть прочным, влагостойким, устойчивым и шероховатым, чтобы обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой. В противном случае количество аварий на таких участках просто зашкалит. Покрытие также состоит из двух дополнительных слоев:

  • Несущий слой.
  • Слой износа.

Основание – это несущая часть дороги, состоящая из многослойного грунта или каменного материала, специально обработанного вяжущими веществами. Любая дорога в сечении напоминает кусок «Наполеона» с «лепешками» разной плотности и толщины.

Совет: при строительстве дорог акцент делается на дорожное покрытие. Доля затрат в общей стоимости строительства обычно превышает 50%. Поэтому упор делается на качество одежды. Чем выше категория на дороге, тем надежнее и долговечнее будет эта команда.

Жесткие и нежесткие покрытия

Нежесткие дороги можно «рассортировать» по типу:

  • Земля. Используется для дорожек в парках и садах. Они выполняют исключительно декоративную функцию. Они практически не требуют вложений для их создания.
  • Разрушенный камень. Не рассчитан на высокие нагрузки. Их активно используют в «глухих» уголках сельской местности, где альтернативы асфальту нет.
  • Гравий. Практически идентичен шайбе. Отличаются они только материалом основы. Назначение и общие свойства почти такие же, как у щебня.

Подробнее: Бетонные плиты для дороги

Жесткие, с другой стороны, можно разделить на несколько подгрупп:

  • Асфальт. На данный момент самым распространенным типом является дорожное покрытие. Такая популярность оправдана удачным сочетанием цены материалов и качества готового полотна.
  • Асфальт. Постепенно ушли в прошлое. Строительство основано на кладке натурального камня, что приводит к общей дороговизне всего процесса. Они используются исключительно в декоративных целях.

svg%3E
svg%3E

  • Сборные цементные конструкции. Отличается повышенной устойчивостью и способностью переносить огромные нагрузки. Они используются при строительстве мостов, что придает им дополнительную устойчивость.

Совет: каждый из вышеперечисленных типов можно использовать только в строго определенных ситуациях для определенных видов транспорта. Жесткие покрытия считаются на пару градусов выше, чем нежесткие. Они прочнее, но при строительстве требуют значительно больших финансовых затрат на материалы и рабочую силу.

Классификация дорожных покрытий

Все виды дорог условно делятся на две категории:

  • Жесткие – предназначены для автомобильных дорог в городах с интенсивным движением и развитой инфраструктурой, используются для федеральных трасс, центральных улиц и дорог, ведущих к стратегическим промышленным и сельскохозяйственным объектам;
  • Нежесткое – допускается покрытие в населенных пунктах со спокойным движением, а также в сельской местности. Отличается меньшей прочностью и износостойкостью.

Типы твердых дорожных покрытий:

  • Сборные конструкции с использованием цемента – чаще всего используются для покрытия мостов. Они отличаются повышенной устойчивостью к нагрузкам и погодным условиям.
  • Асфальтированная дорога — изготавливается путем укладки дороги камнем или брусчаткой, была популярна в 20 веке, сейчас используется при реконструкции улиц в исторических частях городов, а также в парковых зонах.
  • Асфальт – самый распространенный и практичный вид, отличающийся простотой эксплуатации и длительным сроком эксплуатации (при соблюдении всех технических требований к укладке). Используется асфальт и асфальтобетон. Для повышения устойчивости к экстремальным температурам используются специальные смолы (состав зависит от климатической зоны проведения дорожных работ).

Типы нежестких дорожных покрытий:

  • Щебень – подходит для укладки дорог в спальных районах малых городов, парковых зон, нежилых зон в крупных городских центрах.
  • Гравий – по техническим характеристикам аналогичен щебню, выбор материала зависит от пожеланий заказчика и возможностей подрядчика.
  • Грунтовка – дороги, покрытые грунтовым покрытием, не рассчитаны на значительные нагрузки. Лучше всего использовать этот вид полотна в парковых зонах.
  • Мощение с органическим компонентом – один из новых видов дорожного покрытия, предназначенный для трасс со средней нагрузкой (не более 3000 автомобилей в сутки). Состав напоминает грунтовку, верхний слой которой армирован специальным пропиточным составом, предохраняющим материал от растекания.

Технология создания качественного дорожного полотна

Для обеспечения хорошего качества и длительного срока службы дорожной одежды важно соблюдать все технические требования и правильную последовательность действий при проведении дорожных работ по укладке или улучшению дорожного покрытия.

Компания «Транском» выполняет полный комплекс строительных работ по устройству дорожных покрытий, в том числе:

  • исследование и планирование;
  • выравнивание земли;
  • дренаж;
  • закладка фундамента;
  • покрывает нижний и верхний слои;
  • обработка поверхности;
  • выравнивание;
  • укладка лежачих полицейских и необходимой арматуры, установка защитных ограждений и проведение других дополнительных работ.

Для обеспечения высокого качества дорожного покрытия мы используем специальные трещинопоглощающие слои, армирующую сетку, вяжущие, а также различные виды пропиток, позволяющие повысить устойчивость дорожного покрытия и продлить срок его службы.

В зависимости от предполагаемого использования дорожное покрытие должно соответствовать определенным критериям. Профессионализм и использование качественных материалов на этапе укладки и обработки покрытия обеспечат надежную защиту от физических нагрузок, экстремальных температур и других внешних факторов на протяжении всего срока эксплуатации.

Покрытия дорог

Покрытия дорог нежесткие

В эту категорию входят:

  1. Гравийное покрытие. Это основной материал для дороги. Чаще всего такие дороги можно встретить в микрорайонах, парках, т.е это дороги, где нет интенсивного движения или высокой нагрузки.
  2. Гравийное покрытие. Очень похож на предыдущий вариант, разница только в самом материале.
  3. Нижняя крышка. Такие дорожки обычно носят декоративный характер.

Жесткие дорожные покрытия

К этому типу относятся:

  1. Цементные конструкции – чаще всего он необходим для строительства мостов и переездов. Обладает высокой устойчивостью к стрессу и погодным условиям.
  2. Асфальтированные – сегодня редко можно увидеть хорошо уложенные дороги из натурального камня, но в парках и других зонах отдыха это отличная альтернатива. Сюда входит брусчатка различных цветов, оттенков и форм.
  3. Асфальт на сегодняшний день является основным видом дорожного покрытия. Его начали использовать давно, он прост в сборке, при правильной технологии прослужит долго. Для увеличения срока службы под днищем сделана специальная подушка. Для скрепления элементов используется смола, устойчивая к экстремальным температурам.

Как вы уже поняли, разные поверхности указывают на то, что по ним будут двигаться определенные транспортные средства. Строители стараются учитывать этот показатель при укладке или ремонте дорожного покрытия.

Основная группа покрытий

Разделение покрытий на виды очень важно, так как необходимо понимать, какой тип лучше всего подходит для того или иного места. Например, в местах, где много грунтовых вод, укладывать асфальт не логично, так как он очень быстро испортится и его нужно будет менять. Сейчас все более популярными становятся покрытия с добавлением органических материалов. Они дешевле, но не хуже аналогов по эксплуатационным характеристикам. Мы привыкли чаще видеть асфальтированные дороги, но не думаем, что может быть по-другому.

Дорога с грунтовым покрытием

Достаточно распространенный тип покрытия, некоторые населенные пункты и поселки доступны только им. Если дорожное покрытие не укрепить, дорога в весенне-осенний период напоминает кашу. Для прокладки такой дороги используется грунт, который остается на участке для рытья котлована или канала. В засушливое время можно попасть в облака пыли, особенно если одна за другой едут несколько машин. Если на дороге появилась колея, это еще одно ограничение движения.

Все неровности просто присыпаются гравием и песком. При хорошем количестве этих компонентов дорога может прослужить достаточно долго, даже при постоянных осадках. Дороги, построенные на слоях глины, считаются лучшими. Щебень, песок и другие компоненты хорошо уплотняются, благодаря чему получается хороший монолитный слой. Средняя интенсивность движения по таким дорогам составляет 100 автомобилей в сутки. Если машин намного больше, дорожное покрытие теряет все свои свойства и разрушается, в этом случае стоит подумать об асфальте.

Такую поверхность необходимо постоянно посыпать и выравнивать с помощью грейдеров.

ВАЖНО: Для повышения прозрачности такой дороги в состав можно добавить битум или цемент. В этом случае, даже если за день проедет 500 машин, дорога не пострадает. Однако въезд грузовиков будет запрещен.

Органические компоненты

Для прокладки капитальной дороги требуются средства, и чтобы не тратить много, в местах с не очень высокой проходимостью укладывают облегченный вариант покрытия. Они могут выглядеть как асфальтированные грунтовые дороги. Сверху укладывается специальный материал, который пропитывает все компоненты и скрепляет их между собой. Благодаря этому компоненты не растекаются и не растекаются. На такое покрытие пускают не только легковые, но и грузовые автомобили. Погодные условия также не влияют на покрытие.

В основание укладывается крупный щебень или гравий, насыпается более мелкий материал, на верхний слой – галька или мелкий щебень. Готовое основание заливают битумом или другим органическим вяжущим. Поверхность становится гладкой и ровной, но в то же время шероховатой, благодаря чему сцепление с колесами не теряется. Обладает хорошими водоотталкивающими свойствами, масло не пропускает воду.

Самый большой недостаток – плохая устойчивость в теплый период. В этот период битум может стать вязким, потерять свою прочность и, возможно, ограничить движение грузовиков.

ВАЖНО: В случае более интенсивного движения можно нанести несколько слоев битума, чтобы сделать дорогу более стабильной.

Асфальтное покрытие дороги

Это покрытие содержит битум или гудрон, а также различные другие добавки. Это самый распространенный вид покрытия, встретить его можно практически на каждой дороге, трассе и даже на шоссе. За сутки по такой дороге может проехать более 3000 автомобилей, а также легко передвигаться спецтехника и грузовики. Укладка может быть:

  1. Идут ремонтные работы
    Холодный.
  2. Теплый.
  3. Горячий.

Какой вариант вы выберете, зависит от добавок. Если вам нужно нагреть материал, вам нужна специальная техника. В качестве наполнителей используют щебень, каменный порошок, битум, гравий и песок. Твердость покрытия зависит от размера фракций. Чем выше это значение, тем больше шума вы услышите при движении по такой дороге, особенно на высокой скорости. Это эластичное покрытие, но оно не способно выдерживать высокие нагрузки, если используется как самостоятельный материал. Поэтому под асфальтом создана многослойная подушка. Толщина и сам материал зависят от особенностей местности и ландшафта.

К недостаткам можно отнести хорошее светопоглощение. Поэтому в жаркий день поверхность сильно нагревается, покрытие становится менее прочным и плохо влияет на колеса автомобилей. Ночью огни встречных машин практически не видны. Именно поэтому на асфальт нанесены светоотражающие полосы специальной краской.

Иногда на поверхность насыпают более легкий материал, прокатывая его валиком. В этом случае полученная монолитная дорога начинает лучше отражать свет. Однако всю поверхность закатать таким образом нельзя, только частями. При этом меняются характеристики дорожного полотна, и водитель меньше устает.

Железобетонные плиты

Есть два варианта этого покрытия:

  1. Заливка всей площади прямо на месте.
  2. Применение готовых досок. Пластины более прочные, так как при их создании обрабатывались вибрацией и паром.

Под этой дорогой также необходимо построить хорошую базу. Это позволит равномерно распределить всю нагрузку.

Комплектующие для производства плат выбираются очень тщательно. За основу берется цемент марки М300. Толщина самого напольного покрытия 24 см. Необходим уклон в сторону дороги, чтобы вода без проблем стекала с поверхности.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ: с помощью армирующей металлической сетки можно уменьшить толщину, но при этом увеличить срок эксплуатации поверхности.

Есть страны, где бетонные покрытия более распространены, чем асфальтовые. Они очень долговечны, но и дешевле. Для создания хорошего сцепления поверхность шероховатая. Если работа выполнена правильно, никакая дорога не сравнится с бетонной.

Чаще всего используется непрерывная подача бетона, но иногда используются и готовые плиты. Изменения температуры также могут повлиять на поверхность. Чтобы не было трещин, необходимо через каждые 80 м делать надрез в 3 см. В паз укладывается эластичный материал, который «играет» при сжатии или расширении. Через каждые 10 метров также можно делать бетонные швы.

Мостовая

Такая дорога выложена камнем. Здесь может быть использован природный камень (булыжники размером 14-18 см в виде ромбов или шишек) или искусственно изготовленный. Для изготовления такого покрытия требуется специалист.

Такие дороги очень неровные, поэтому их все чаще забрасывают.

Брусчатку и мозаику можно увидеть в городах, это улучшенная версия. Материал прочный, но дорогой.

Щебеночное покрытие дороги

Покрытие похоже на гравий, предназначено для небольших внедорожников. В составе покрытия может быть щебень, чаще всего используются известняковые породы.

Нижние слои засыпают щебнем довольно крупного размера (70-120 мм), верхний — более мелким (до 40 мм). Под напольное покрытие из щебня сооружают подушку из песка, шлака, гравия.

При укладке вся поверхность хорошо проливается водой, а затем все тщательно утрамбовывается. Происходит цементация и образуется твердая поверхность.

При необходимости можно сделать несколько слоев щебня. Не забудьте сделать уклон в 30%, чтобы вода стекала с поверхности.

Недостатком является то, что покрытие не долговечно, особенно при интенсивном движении. Для увеличения срока службы его можно залить битумом или гудроном.

Главные понятия дороги

Проще сказать, чем сделать. Поэтому все мероприятия, используемые для улучшения качества дорожного покрытия, несколько сложнее, чем кажутся. Эти мероприятия состоят из исследований и процессов планирования для каждой территории отдельно. Для снижения затрат человеческих усилий используется специальная техника, позволяющая ускорить процесс создания дороги. Она также становится лучше. Например, они использовали формы, чтобы сделать дорожное покрытие из бетонных плит. Во время работы эти формы были оставлены на дороге. Это означает, что качество покрытия было значительно снижено. Да и расходы выросли.

Сейчас для устройства дороги используют подвижную опалубку. Его можно использовать для работы на разных объектах, потому что он многоразовый. Благодаря этому снижаются затраты и повышается качество дорожного покрытия.

В результате нужно было выждать определенное время, прежде чем дорога станет полностью твердой, крепкой. Только тогда можно было безопасно сидеть на нем. А за счет современных добавок, позволяющих ускорить процесс отверждения, время сократилось до минимума. Еще для работы была внедрена уникальная схема герметизации поверхности специальным оборудованием. Это позволило уменьшить количество воды в проезжей части, а замерзание ускорилось.

Из чего состоит покрытие

На качество дороги влияет множество факторов. Одним из них является состояние и подготовка первого слоя, естественного субстрата. Что это такое? Грунт под дорожным покрытием. Для некоторых регионов характерно сильное смещение грунта, поэтому при прокладке дороги приходится опускаться немного ниже, пока грунт не станет устойчивым и прочным. Также прибегают к созданию большого объемного слоя.

Еще одним моментом является создание дренажа для тротуара. Благодаря ему можно вовремя убрать осадки с дорожного полотна. Ведь задерживаясь на нем, влага разрушает асфальт. Особенно это касается зимы. Многие заметили, что весной, когда снег уже растаял, качество дорог улучшится. Все дело в том, что жидкость проникает в поры, застывает в них и расширяется. В результате дорожное покрытие деформируется и образуются выбоины.

Стоит отметить, что ширина проезжей части состоит не только из проезжей части для автомобилей. Это включает в себя обочины дорог с каждой стороны, где паркуются автомобили. Асфальтовая дорога состоит из нескольких типов слоев. От этого зависит долговечность покрытия. Хотя создание такой поверхности обходится дорого, уход за покрытием проще и дешевле. При своевременном ремонте изнашивается только верхний слой. Несущие свойства и основа — нижний слой. Важно, чтобы он остался целым, так как ремонт будет сложнее. Следующий слой покрытия – это основа. Благодаря ему нагрузки равномерно распределяются по земле. Вес многих грузовиков не сможет продавить покрытие.

Также в регионах, где зимой температура опускается до экстремально низких температур, важно делать дополнительный слой. Цель состоит в том, чтобы передать нагрузку и распределить ее по земле, а также обеспечить устойчивость дороги к морозу.

Запись! В качестве дорожного дренажа используют крупнозернистый песок, щебень и грунт с добавками.

Классификация дорог

Существует определенная классификация дорожных покрытий по типу покрытия. Эти группы подразделяются в зависимости от вида транспорта, который будет осуществляться на дорогах, и его значения в регионе. Еще одним критерием является максимальная скорость, с которой может двигаться автомобиль. Вот список групп:

  1. Простая грунтовая дорога.
  2. Дорога, которая использовалась в город.
  3. Шоссе.
  4. Автострада.

Последние два типа дорог, как следует из названия, схожи по назначению и покрытию. Используется для создания магистрали, по которой будет постоянно двигаться множество транспортных средств в разных направлениях, с большой скоростью. Может быть несколько потоков машин. Чтобы не выезжать на встречную полосу, направление разделено специальной полосой или неровностью.

Если говорить о городской дороге, то движение на ней регулируется скоростью до 90 км/ч, на ней делают одну или две полосы движения, а также дополняют ее перекрестками.

Подробней о покрытиях дороги

Теперь мы подошли ближе к оценке типов дорожного покрытия и их свойств. Уже понятно, что классификация зависит от цели, для которой сделана дорога. Например, на неустойчивом грунте или в грунте не обязательно использовать асфальт в качестве грунта. При больших денежных затратах нет гарантии, что она прослужит долго. Поэтому идеальный вариант в данном случае – грунтовая дорожка и насыпь на ней. Сгущается чаще всего до материалов с органическим материалом. Их стоимость намного дешевле, как и создание дорожного полотна в целом.

Для большинства людей привычно видеть именно асфальтовое покрытие. Но даже он делится на разные виды. Например, бетонная дорога тоже имеет свои преимущества. Давайте узнаем все типы тротуаров и типы тротуаров.

Все о грунтовых поверхностях

Несмотря на свою простоту и банальность, гравийная дорога пользуется популярностью. Все зависит от обстоятельств, в которых они используются. В стране много городов, но еще больше деревень. Понятно, что тратить миллиарды долларов на создание комфортной трассы бессмысленно. Но поверхность земли — единственный способ добраться до деревень.

Ведь если не укрепить покрытие и не подготовить его, со временем оно превратится в болото под воздействием дождя и движения транспорта. Вот почему так важно правильно сформировать покрытие по определенному профилю. При этом используется грунт, оставшийся после рытья канала, канавы или котлована. Те, кто ездил по такой дороге, должны знать, что летом, когда на улице жарко и сухо, передвигаться по поверхности достаточно проблематично. Много пыли поднимается вверх, портит обзор и попадает в салон автомобиля. А со временем на дороге может образоваться глубокая колея, ограничивающая скорость автомобиля.

Чтобы всего этого избежать, дорожное покрытие модернизируют, добавляя из разных компонентов. Сюда входит песок и щебень. Если все сделать правильно и добавить много обратной засыпки, то гравийная дорога получится прочной и сможет прослужить намного дольше. Идеальное покрытие — это покрытие, сделанное на глиняной формации. Глина вязкая и удерживает подстилку на месте. С помощью крупнозернистого песка, щебня и других крепежных элементов хорошо перемешивают и утрамбовывают глинистый грунт. Покрытие относительно монолитно и имеет лучшую несущую способность.

Другое свойство почвы состоит в том, что она имеет ограниченную открытость. Оптимальное количество автомобилей, которые могут передвигаться по дороге в сутки, составляет примерно 100 единиц. При более интенсивном воздействии на поверхность она начинает портиться, терять свои свойства и изнашиваться. В этом случае приходится думать об укладке асфальта и укреплении дороги.

Запись! По бокам дороги нет опор, удерживающих грунт. А это значит, что при воздействии транспорта полотно может расширяться. В результате толщина уменьшается, свойства и несущая способность ослабевают. Чтобы этого избежать, поверхность необходимо постоянно пополнять грунтом, досыпать и выравнивать трактором и грейдером.

Есть небольшая хитрость, которая поможет увеличить прозрачность дорог с земли. Для этого в наливное покрытие добавляют цементную или битумную основу. Хитрость поможет увеличить посещаемость в сутки в 5 раз. Это означает, что в день по дороге может двигаться около 500 автомобилей. Однако грузовой транспорт по-прежнему часто не сможет проехать.

Классификация дорог по назначению

Дороги делятся на несколько категорий по назначению:

  • Федеральная трасса — важнейшая магистраль в России. В эту категорию входят направления, связывающие Москву со столицами других государств, в том числе в международной сети автомобильных дорог, связывающих административные центры. В эту же группу входят подъездные и соединительные дороги с приставкой А, подъезды из административных центров субъектов Российской Федерации портов, аэропортов и железнодорожных вокзалов, а также соединительные дороги федерального значения.

  • Дороги регионального/межмуниципального уровня являются сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемыми из бюджета. Они обозначаются приставками П, А, К и Н. Критерии отнесения таких дорог к региональным и межмуниципальным устанавливаются высшими органами государственной власти Российской Федерации. Наименование объектов всегда содержит префикс, номер и код объекта на 1 уровне (первые две цифры).

  • Автомобильные дороги местного значения — маршруты, расположенные в черте населенных пунктов и финансируемые из их бюджетов. Перечень таких объектов определяется на муниципальном уровне.

  • Частные дороги — это части дорожной инфраструктуры, расположенные рядом с объектами, принадлежащими компаниям или частным лицам. Используется юридическими лицами или обычными гражданами для собственных нужд или для ведения коммерческой деятельности.

Все типы дорог

Каждый существующий тип дорог имеет свое назначение и в первую очередь характеризуется поверхностью, шириной проезжей части, расходом и разрешенной скоростью движения:

  • Гравийные и легкие дороги (категория 4-5) самые легкие, не рассчитанные на интенсивное движение (до 100-200 автомобилей в сутки). Покрытие может отсутствовать (укатанный грунт) или создаваться путем армирования путем добавления песка, гравия, щебня (гранита, известняка, габбро) с обязательной утрамбовкой и/или применением пропитки на битумной или другой органической основе. Такие дороги позволяют двигаться со скоростью не более 40-60 км в час. Ширина их проезжей части не превышает 4,5 метра.
  • Городские дороги (3 категория) — предназначены для движения преимущественно автомобилей. В качестве покрытия используется асфальт, в исторических центрах сохраняется брусчатка из габбро-диабаза или гранита, при замене укладывается тротуарная плитка из гранита. Ширина проезжей части должна быть не менее 7,5 метров, а скорость движения — до 90-100 км/ч.Пропускная способность до 3 тыс автомобилей в сутки.
  • Автомобильные дороги (2 категория) — обеспечивают движение всех видов транспорта между крупными городами, районными, культурными и промышленными центрами. Основные виды покрытия – асфальт, асфальтобетон. Обеспечить ежедневный трафик 3-7 тыс автомобилей со скоростью до 120 км/ч. Ширина не менее 7,5 метров.
  • Скоростные автомагистрали (категория 1) — бетонированные автомагистрали (автострады) международного значения с разделенными полосами движения (минимум 2 полосы в каждую сторону). Рассчитан на перемещение более 7 тыс автомобилей в сутки со скоростью до 150 км/ч. Минимальная ширина проезжей части 15 метров.

Простейшие покрытия

На сегодняшний день использование грунтовых и легких дорог по-прежнему актуально по соображениям экономической целесообразности. Благодаря этому типу дорог теперь доступны многие отдаленные населенные пункты в стороне от шоссе.

Большинство из них представляют собой просто хорошо утрамбованные природные грунтовые или улучшенные дороги, по которым можно ездить только в сухую погоду. Армирование таких дорог осуществляется с помощью шпатлевки и трамбовки.

Для улучшения качества и эксплуатационных характеристик дорог применяют самые простые легкие покрытия — гравийно-щебневые. Зарекомендовало себя покрытие типа щебня, состоящее из нескольких слоев гранитного щебня крупных фракций, который после уплотнения дорожными катками посыпается мелким гравием или ситами и снова уплотняется. В результате заполнения пустот и расклинивания крупного щебня образуется прочное и долговечное покрытие.

Асфальтированные дороги

Самым распространенным, относительно недорогим и достаточно простым в монтаже и уходе покрытием является асфальтобетон. Уложенное на утрамбованное основание из крупного гравия, такое покрытие легко выдерживает высокую интенсивность движения. Существует два основных способа укладки асфальта:

  • горячая — при укладке на подготовленную сухую поверхность смеси жидкого и вязкого битума с наполнителем (гранитным или габбровым щебнем), нагретой до 120 С;
  • холодная – смесь, приготовленная из жидкого нефтяного битума и щебня, укладывается на дорогу и прикатывается специальным катком.

Теплую технологию можно использовать круглый год, холодную – только в теплое время года и только в сухую погоду.

К достоинствам асфальтобетонного покрытия можно отнести хорошую ремонтопригодность, возможность переработки и повторного использования, ну и конечно хорошее сцепление с автомобильными покрышками.

Недостатки тоже общеизвестны – небольшой срок службы (от 7 до 10 лет), слабая устойчивость к природным явлениям (дождь, перепады температуры и т.д.) и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Бетонированные автострады

Бетонное дорожное строительство на сегодняшний день является одной из самых дорогих и в то же время наиболее практичных и долговечных технологий дорожного строительства. Монолитное литье земляного полотна железобетоном позволяет создать дорожное покрытие, способное выдерживать интенсивность движения до 7 и более тысяч автомобилей в сутки.

Такое покрытие не так боится жары и мороза, дождя и снега, как асфальт, не подвержено разрушению от проникновения горюче-смазочных материалов, не проседает даже при большой нагрузке. При движении по бетонированной автомагистрали автомобили могут экономить до 20% топлива, а само покрытие не представляет опасности для окружающей среды. Срок службы бетонного покрытия достигает 30-40 лет.

Дороги мощеные камнем

Старинное, но не потерявшее своей привлекательности и сегодня дорожное покрытие – гранитная брусчатка – сегодня переживает третий взлет популярности. И надо сказать, для этого есть все основания. Самое прочное, простое в установке, неприхотливое в уходе, атмосферостойкое покрытие выдержало испытание временем и выдержало испытания. Продолжительность жизни – до 100 лет и более. Из недостатков можно отметить большое количество времени, затрачиваемого на асфальтирование, и шум от движения автомобилей.

Классификация в зависимости от формы разрешенного использования

Классификация автомобильных дорог в России

Изучая вопрос о дорогах, стоит рассмотреть классификацию по тонкостям разрешенного использования. Условно их делят на несколько видов: общего и необщего пользования для государственных, региональных/межмуниципальных, местных и частных автомобильных дорог. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Дороги необщего пользования

В эту категорию входят дороги, принадлежащие или используемые отдельными государственными и местными органами власти, а также физическими или юридическими лицами. Элементы дорожной инфраструктуры используются только для удовлетворения собственных нужд или государственных запросов на федеральном или местном уровне.

Перечень дорог второстепенного значения составляется и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В перечень могут быть включены автомобильные дороги федерального уровня полностью или частично, а также другие классы объектов — региональные, местные, межмуниципальные и частные.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования

Классификация автомобильных дорог в России

В группу автомобильных дорог общего пользования государственного уровня входят:

  • объединить столицу Российской Федерации с административными центрами России и столицами других стран;

  • включены в перечень дорог, подпадающих под действие международных соглашений;

  • объединить основные города субъектов Российской Федерации;

  • служат подъездными путями, соединяющими федеральные трассы и крупные транспортно-пересадочные узлы: морские/речные порты, аэровокзалы, железные дороги, спецобъекты.

Перечень автомобильных дорог федерального значения, относящихся к категории общего пользования, утверждается Правительством Российской Федерации.

Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования

Параметры автомобильных дорог, присоединяемых к межмуниципальным/региональным трассам, определяются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие элементы дорожной инфраструктуры лежат в границах муниципального района. В перечень не включены участки федеральных трасс.

Местные и частные дороги общего пользования

Классификация автомобильных дорог в России

В эту группу входят дороги, расположенные в пределах одного города или поселка, доступные для использования всеми без ограничений. Они не включают маршруты на государственном, региональном и межмуниципальном уровне. Перечень элементов дорожной сети составлен и утвержден на уровне городских/сельских властей. Функция также может быть добавлена ​​к муниципальным органам при наличии таких указаний закона.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся объекты дорожной инфраструктуры, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Они не содержат элементов, ограничивающих движение автомобилей или запрещающих движение определенного круга лиц. 

Какие конструктивные слои имеет дорожное полотно

Классы и категории дорог

Качественное дорожное покрытие состоит из нескольких основных блоков:

  • Грунт или грунтовый фундамент;
  • Подушка для путешествий;
  • Асфальтобетонное покрытие.

При этом фактическое количество технологических слоев значительно больше, так как дорожное покрытие и асфальтобетонное покрытие представляют собой многослойные блоки.

Какие конструктивные слои и материалы включает дорожное полотно

Нижняя часть холма
  • Подготовленная почва.
Подушка для путешествий
  • Геотекстиль;
  • Сэнди;
  • Геосетка или геосетка;
  • Щебень (крупная и мелкая фракции);
  • Битумная эмульсия.
Асфальтобетонное покрытие
  • Асфальт крупнозернистый;
  • Асфальт мелкозернистый;
  • Битумная эмульсия;
  • Геосетка (по желанию).

Какие функции выполняет каждый из материалов конструкции

Классы и категории дорог

Подготовленный и утрамбованный грунт повышает прочность и устойчивость конструкции. Если грунтовое основание будет рыхлым, дорожное полотно быстро потеряет необходимую геометрию, в результате чего будут разрушены практически все его технологические слои.

Геотекстиль, представляющий собой прочное тканое или нетканое полотно из синтетических нитей и волокон, выполняет несколько функций:

  • Разделение слоев;
  • Армирование;
  • Фильтрация;
  • Дренажная функция;
  • Предотвращение прорастания растений.

Использование геотекстиля значительно улучшает качественные характеристики конструкции, а также снижает расход некоторых материалов.

Слой песка выполняет стабилизирующую и амортизирующую функцию. Как правило, толщина этого слоя после уплотнения составляет около 40 см. Также важно, чтобы песчаная подушка была ровной в горизонтальной плоскости.

Геосетки или геосетки также относятся к категории синтетических рулонных материалов, и выполняют схожие с геотекстилем функции:

  • Укрепляющий эффект;
  • Разделение слоев;
  • Предотвратить попадание щебня в песок;
  • Снижение воздействия вертикальной нагрузки.

Геосетка уменьшит расход щебня примерно на 100 %. 40%, что также приносит финансовую выгоду. Комплекс из геотекстиля и геосетки упрочняет дорожное покрытие примерно на 200 мм. 200-250%.

Слой щебня позволяет сделать дорожное покрытие намного прочнее и долговечнее, а также служит надежной основой для укладки асфальта. В дорожное полотно входит щебень разных фракций: сначала укладывается щебень крупных фракций, а поверх него укладываются более мелкие фракции – это дает высокую плотность.

Каждый слой щебня после засыпки выравнивается и уплотняется, а также обрабатывается битумной эмульсией. Альтернативным вариантом является использование «черного гравия», представляющего собой готовую смесь, в состав которой входит щебень из горных пород, смешанный в определенных пропорциях со вяжущим.

Битумная эмульсия повышает адгезионные свойства (улучшает адгезию), выполняет роль грунтовки, а также повышает влагоизоляционные показатели обрабатываемого участка.

Асфальтобетонные смеси применяют для покрытия дорог:

  • Крупнозернистый асфальт является подстилающим слоем, который защищает элементы фундамента, способствует стабилизации дорожной одежды, а также предотвращает образование колеи.
  • Мелкозернистый асфальт обладает более высокой прочностью и износостойкостью, а значит, его можно использовать для устройства поверхностного слоя, который также называют «слоем износа». Прочный мелкозернистый асфальтобетон защищает более глубокие элементы конструкции от внешних воздействий, а также препятствует проникновению воды вглубь конструкции.

«Гидроизоляция дорожного покрытия очень важна, так как при попадании воды в слой асфальта будет наблюдаться его ускоренное разрушение. При замерзании и превращении в лед вода расширяется, буквально разрыхляя асфальт изнутри. При частых циклах замораживания-оттаивания , которые характерны для большинства регионов РФ, разрушительное воздействие усилится»

Качественное дорожное покрытие устраивают за счет использования тех разновидностей асфальтобетона, которые обладают достаточно высокими физико-механическими свойствами. Такие асфальтобетонные смеси состоят из щебня из износостойких горных пород, а также снабжаются специальными модификаторами для улучшения определенных свойств.

Источники

  • https://rovnayadoroga.ru/dorogi/klassifikatsiya-dorozhnyh-pokrytij.html
  • https://AsfaltSneg.ru/uslugi/stroitelstvo-dorog/vidyi-dorozhnyix-pokryitij/
  • https://domsdelat.ru/poli/kachestvennoe-dorozhnoe-pokrytie-dlya-avtomobilnyx-dorog-vidy-i-kategoriifoto-i-video.html
  • https://kabel-house.ru/remont/tverdoe-dorozhnoe-pokrytie/
  • https://Perevozka24.ru/pages/klassifikaciya-avtomobilnyh-dorog-v-rossii
  • https://goodstones.ru/dorogi-i-dorozhnye-pokrytiya-dostoinstva-i-nedostatki/
  • https://asfalt-kachestvo.ru/news/dorozhnoe-polotno.html

Оцените статью
Техника
Adblock
detector