- Виды ШРУСов и их конструктивные особенности
- Что представляет собой ШРУС и как он устроен
- Причины и признаки неисправности внутренних ШРУСов
- Чем грозит выход из строя ШРУСа
- Признаки неисправности внутреннего ШРУСа при повороте и разгоне
- Как проверить внутренний ШРУС
- Почему хрустит ШРУС и можно ли ездить
- Последствия хруста ШРУСа
- Как отремонтировать внутренний ШРУС
- Признаки неисправности ШРУСа: диагностика ШРУСов и как проверить привод
- Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности
- Устройство внутреннего ШРУСа
- Где находится ШРУС (Граната) в машине
- Срок службы и обслуживание
- Звуки и симптомы поломки
- Замена переднего внутреннего ШРУСа
- Методы самостоятельной диагностики
- Признаки, сигнализирующие о неисправностях внутреннего и наружного ШРУСа
- Хруст и другие симптомы
- Может ли эта деталь гудеть при движении
- ШРУС: самые распространенные неисправности
- Порванный пыльник
- Выработка шариков качения
- Выработка на шлицевой части
- Выработка в игольчатом подшипнике трипоида
- Появился люфт на ШРУСе: причины и методы устранения
- Основные причины и признаки отказов
- Как определить хрустящий ШРУС
- Внутренний ШРУС: признаки неисправности не увидеть сложно
- Определение хруста от наружного ШРУСа
- Диагностирование повреждений
- Проверка внутреннего шарнира
- Наружного
- Универсальная проверка шарниров
Виды ШРУСов и их конструктивные особенности
Если вы слышите хруст при повороте руля, это может быть ШРУС, но этот механизм нужно предварительно продиагностировать. На самом деле проверить его несложно, и есть несколько простых приемов, но для начала следует ознакомиться с основными видами этого механизма. В разных автомобилях применяются следующие типы ШРУСов:
- кулачок, содержащийся в конструкции плиты, кулачков и вилок;
- стойки, состоит из 3-х роликов с игольчатыми подшипниками;
- карданная, состоит из двух звеньев поперечин;
- 6 стык с сепараторами.
В легковых автомобилях и в вашем автомобиле устанавливается именно шарнирный с двумя обоймами и сепаратором с шариками. Его граната более компактна и отличается большей плавностью вращения на разные углы. Перед тем, как проверить ссылку резюме на юзабилити, вам нужно добраться до нее, предоставить доступ снизу, чтобы вы могли ее схватить.
Что представляет собой ШРУС и как он устроен
Опытные автовладельцы часто называют эти детали «гранатами». И такое альтернативное название говорит само за себя — наличие такой «гранаты» в машине может рано или поздно вызвать серьезные проблемы, иначе говоря, взрыв.
Конечно, это шутка, в которой есть доля правды. Аббревиатура ШРУС расшифровывается так: шарнир с равными угловыми скоростями. Функция этих узлов практически на всех переднеприводных и на ряде полноприводных автомобилей с независимой подвеской заключается в передаче крутящего момента от силового агрегата к ведущим колесам. Очень скромные по размерам и весу, передние ШРУСы заставляют колеса автомобиля вращаться, а также обеспечивают контроль над ними.
Крутящий момент передается от одной оси к другой под постоянно изменяющимся углом. Автолюбители называют передние ШРУСы «гранатами» не только потому, что они имеют определенное внешнее сходство, но и потому, что в случае поломки этого узла (что обычно происходит внезапно) автомобиль не сможет продолжать движение (в отсутствие) блокировки межколесного дифференциала).
Принцип работы шарниров аналогичен принципу работы карданного подвеса. Но сам узел более совершенен и сложен. При вращении карданного вала крутящий момент передается не синхронно (вращение одного вала происходит плавно, другого нет), при этом валы практически не могут пересекаться под большим углом. В то же время для шарниров со значительными ресурсами не составляет труда поворот относительно оси на угол, достигающий 70°.
Активная позиция передних ШРУСов на рынке обусловлена высоким спросом на переднеприводные автомобили и распространением независимой подвески. При этом первая разработка навесных элементов была осуществлена инженерами еще 100 лет назад.
Передние ШРУСы выполняют разные функции, разные автозаводы выпускают ШРУС разной конструкции. Несмотря на это, все они работают одинаково. Приводной вал соединен одной стороной с ступичным подшипником, другой — с дифференциалом. Таким образом, крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания передается на ведущие колеса.
Причины и признаки неисправности внутренних ШРУСов
Несмотря на распространенное мнение о долговечности ШРУСов, вызванное применением для их производства чрезвычайно высокопрочных материалов, удовлетворить потребность в замене переднего внутреннего ШРУСа можно даже при небольшой длине автомобиля.
Основными причинами преждевременного износа и замены переднего внутреннего ШРУСа являются:
- нарушение целостности пыльника, что допускает попадание воды и грязи;
- установка некачественных или поддельных передних ШРУСов;
- отсутствие смазки в переднем шарнире;
- езда на высокой скорости по плохим дорогам.
О том, что необходима замена переднего внутреннего ШРУСа, можно судить по характерному хрусту, издаваемому шарами, движущимися по гусеницам. Кризис усиливается при повороте руля, при увеличении скорости и при движении по бездорожью. Однако об износе переднего шарнира можно судить и по другим признакам.
Во-первых, о необходимости его замены укажут рывки при увеличении скорости и трогании с места, люфте. Также необходимо как можно скорее заменить внутреннюю переднюю петлю при появлении таких признаков.
Поскольку внешнее переднее звено подвергается большей нагрузке и имеет меньшие размеры, оно выходит из строя и требует замены чаще, чем внутреннее. Проверить состояние достаточно просто: нужно полностью вывернуть руль и немного проехать. Если узел не работает, вы услышите характерный хруст.
Проверить необходимость замены переднего внутреннего ШРУСа можно другим способом – деталь начинает скрипеть при движении автомобиля по прямой (особенно если на дороге есть неровности).
Чем грозит выход из строя ШРУСа
ШРУСы не всегда можно отремонтировать, даже если повреждена только одна из пыльников. В большинстве случаев их ремонт производителем не предусмотрен; в случае износа или повреждения передний внутренний ШРУС заменяется новым.
Однако на некоторых автомобилях сильный износ или поломка передней петли грозит более серьезными проблемами. Дело в том, что иголки, сорвавшиеся с подшипников качения, проникают в корпус редуктора, а затем, поднимаясь вместе со смазывающей жидкостью, притираются шестернями. Последствия в этом случае просто катастрофические.
Если передний внутренний ШРУС не заменить вовремя, он может заклинить, что приведет к поломке полуоси и дальнейшему движению автомобиля. Опасность такой ситуации вполне понятна.
Чтобы не доводить дело до беды, стоит каждые 5 тысяч пройденных километров осматривать пыльники передних внутренних и внешних шарниров. При подозрении на протечки в узлах лучшим вариантом будет замена пылесборников на новые и заодно обновить смазку. Если при движении возникает хруст, как можно быстрее обратитесь в сервис или произведите замену самостоятельно.
Признаки неисправности внутреннего ШРУСа при повороте и разгоне
Наиболее часто и отчетливо выявляются признаки отказа ШРУСа при выполнении маневров. Так, например, многие автолюбители прислушивались или слышали хруст при повороте. Именно в этот момент он работает с повышенной нагрузкой, поэтому и создается посторонний звук. Как проверить внутренний ШРУС, если стал слышен хруст?
На самом деле внутренний шарнир менее нагружен, чем внешний, так как жестко закреплен на оси карданного вала. Тем не менее, если в ней есть песок или нет смазки, возможен хруст в углах. Также в этом приводном механизме возможны следующие признаки неисправности:
- небольшая вибрация при разгоне при движении по прямой;
- при движении по прямой и преодолении неровностей дороги слышны щелчки;
- хрустит в поворотах и при выбивании замка на машине.
Далее давайте узнаем, как проверить раздел резюме. Воспользуемся универсальной диагностикой шарниров.
Как проверить внутренний ШРУС
Теперь попробуем выяснить, как определить неисправность внутреннего ШРУСа. Для этого можно воспользоваться универсальной диагностикой. Он заключается в выполнении следующих действий:
- Сначала выпрямите колеса и поднимите одну сторону домкрата.
- Для обеспечения необходимого удобства при ремонте затянуть ручник, а на механической коробке поставить нейтральную передачу и запустить двигатель.
- Затем вы начинаете оттягиваться, чтобы привести ось в движение.
- Не разгоняйтесь сильно, притормозите, чтобы создать нагрузку на шарниры при той же угловой скорости.
При неисправности внутреннего ШРУСа будет слышен стук с соответствующей стороны автомобиля. Если привод в порядке, двигатель начнет останавливаться. Таким же образом проверьте другую сторону. Вот и ответ на вопрос, как проверить и с какой стороны хрустит ШРУС.
Как узнать какие ШРУСы скрипят
Если вы чувствуете скрип при повороте автомобиля, возможно, неисправен внешний шарнир. Как узнать, какой ШРУС скрипит, если первый тест не дал результатов или непонятно, наружный он или внутренний. На самом деле ничего сложного нет и проверка достаточно проста. Сделайте следующее:
- Поднимите одну сторону.
- Включите передачу в нейтральное положение и запустите двигатель.
- Поверните руль до упора влево.
- Медленно нажмите педаль тормоза, чтобы остановить движение.
При неисправности наружного ШРУСа гранаты появится дополнительный звук в виде хруста. Это самый надежный способ определить неисправность ШРУСа.
Как хрустит внутренний ШРУС
Если вы не знаете, как узнать, какой гранат хрустящий, выполните действия, описанные ранее в статье. Это самый надежный способ проверки. Когда находишься в движении, очень сложно определить, с какой стороны доносится звук из-за наличия большого количества посторонних шумов. Отказ ШРУСа в виде хруста встречается довольно часто и может быть как по внешнему, так и по внутреннему механизму, но этот будет звучать несколько иначе. Поворот колес не меняет нагрузки на внутреннюю гранату, поэтому проверить можно только заведя двигатель и притормаживая. При наличии неудач это не столько хруст, сколько стук. Он не может хрустеть из-за физических свойств и механизма механизма.
Почему хрустит ШРУС и можно ли ездить
Неблагоприятных факторов, из-за которых возникает хруст при повороте влево или вправо, не так много. Рассмотрим основные причины возникновения различных дефектов в ШРУС. К ним относятся следующие факторы:
- При движении на большой скорости по неровной дороге каждая яма и уступ отражаются звуком деталей всех подвижных и вращающихся механизмов в ходовой части.
- Повреждение или установка некачественных пыльников. На эту запчасть стоит обратить внимание при выборе, так как это недолговечный материал. Также хорошо затяните хомут, чтобы он не слетел с края корпуса.
- Отсутствие или использование некачественной смазки. Если детали недостаточно смазаны, происходит их износ и стирание.
Многих автомобилистов интересует, хрустит ли ШРУС при повороте, можно ли ездить? Дальше можно, но опасно, особенно на ВАЗ 2114, т.к у конструкторов небольшие проблемы с приводом.
Хлопающий звук при движении задним ходом
Еще одним из признаков неисправности одного из приводов является ситуация, когда хрустит ШРУС при движении задним ходом. Чтобы это подтвердить, нужно воспользоваться универсальной методикой, приподняв автомобиль сначала с одной стороны, потом с другой. Но не исключайте и тормозные колодки, которые при выработке могут раскачиваться и деформироваться в начале поворота колес назад.
Крайне проблематично ответить на вопрос, как понять, какой ШРУС хрустит, не поднимая колесо. Любые поломки в накопителе можно обнаружить только потом.
Хруст при повороте руля
Если вы обнаружите, что хрустит ШРУС, но вы не знаете какой, то можете его проверить. Если звук появляется только при повороте руля, проблема однозначно во внешней гранате, т.к в таком положении она работает под повышенной нагрузкой. На шарнир действуют сразу несколько нагрузок, и если в нем нет смазки, в него попал песок или уже появились царапины, то звук будет четким, и по нему можно будет выяснить конкретную причину поломки:
- Если слышен гул, в механизме нет смазки.
- Стук, как правило, возникает при трогании с места и торможении, присутствует при движении по прямой и при поворотах.
- Хруст свидетельствует о наличии песка, возможно, промывка и смена смазки помогут вернуть его в нормальное рабочее состояние.
Как бы не хрустел ШРУС, ремонт будет производиться одинаково.
Последствия хруста ШРУСа
Если на вашем автомобиле притирается ШРУС, выбирайте время для ремонта привода, ведь он не притирается постоянно. В подходящий момент он развалится под нагрузкой, потому что отдача будет постоянно увеличиваться, а действующие на него силы будут стремиться его выбить. Опасность разрушения шарнира связана с тем, что это событие может привести к фатальным проблемам, а именно к аварии во время движения. Тут очень важно узнать, как проверить наружный ШРУС и какой обычно хрустит при повороте налево. А на самом деле все очень просто, потому что хрустеть будет противоположное, то есть правильное.
Как отремонтировать внутренний ШРУС
В новых автомобилях внутренний ШРУС чаще всего трипоидной конструкции. У него меньше степеней свободы по сравнению с внешним механизмом, что объясняется конструктивными особенностями. В любом случае для его ремонта необходимо снимать весь привод, потому что другим путем добраться до механизма не получится. Ремонт будет производиться в следующем порядке:
- Подвесьте машину на домкрат и снимите колесо, от которого хрустит ШРУС.
- Поверните руль так, чтобы у вас был максимальный доступ к рабочей зоне.
- Отвинтите ступицу от подставки так, чтобы ее можно было наклонить к себе.
- Возможно, вам придется снять наконечник рулевой тяги и тормозной суппорт.
- Отверните ступичную гайку и снимите ее со шлицов на валу ШРУСа.
- Резким рывком вытяните вторую гранату из шлицов на приводном валу коробки передач или открутите 6 винтов в зависимости от модели автомобиля.
Затем механизм демонтируется на верстаке в тисках, так как для снятия гаранта нужно использовать специальное съемное приспособление. При сборке обязательно установите качественные пыльники и надежно закрепите их хомутами или прочными капроновыми стяжками.
Признаки неисправности ШРУСа: диагностика ШРУСов и как проверить привод
Всего несколько десятков лет назад большинство водителей не имели представления о такой детали автомобиля, как ШРУС. Что это такое на данный момент, необходимо выяснить владельцам передне- и полноприводных автомобилей, так как при выходе из строя узла его нужно менять. Выход из строя деталей происходит из-за износа или ошибок водителей, увлекающихся экстремальной, неадекватной ездой и недостаточно внимательных к состоянию автомобиля.
Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности
Итак, перед проверкой ШРУСов нужно отдельно учесть ряд особенностей. Во-первых, петли могут быть внутренними или внешними. Поэтому они редко выходят из строя одновременно. На самом деле наружный ШРУС ломается чаще. Однако нельзя исключать, что, например, левая внутренняя граната или правая внутренняя петля не проблематичны.
При этом неопытному водителю и внутренний, и внешний ШРУСы могут показаться одинаковыми. На самом деле они разные по конструкции, испытывают разные нагрузки, имеют разные режимы работы, да и признаки неисправности несколько отличаются друг от друга. Давай выясним.
- Сборка наружного и внутреннего ШРУСа несколько отличается из-за разных режимов работы этих шарниров. Внешний ШРУС соединен со ступицей, при этом основной задачей является необходимость передачи крутящего момента при любом угле поворота или наклоне колеса.
- В свою очередь важно, чтобы внутренний шарнир компенсировал перекос трансмиссии и приводного вала, тем самым частично разгружая наружный ШРУС. Параллельно с этим внутренний шарнир обеспечивает полную «целостность» оси при условии большого хода подвески. Другими словами, именно внутренний ШРУС позволяет приводному валу быть немного длиннее или короче при определенных условиях.
- Если сравнивать шарниры визуально, то тело внутреннего ШРУСа больше, чем наружного. Благодаря этому внутреннее кольцо ШРУСа может перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по дорожкам. Также внутренний шарнир может поворачиваться на угол, но меньший, чем внешний шарнир. Если рассматривать наружный ШРУС, то он жестко закреплен на валу и больше отвечает за возможность вращения. На некоторых автомобилях наружная граната настолько прочно прикреплена к валу, что для снятия ее приходится срезать.
Также добавим, что в полость шарнира помещена специальная смазка для ШРУСа. Эта смазка защищает элемент от влаги и ударных нагрузок. Обратите внимание, нельзя добавлять в ШРУС смазку, не подходящую по его характеристикам и типу. В этом случае ШРУС быстро выйдет из строя.
Также обратите внимание, что переднеприводные автомобили имеют поперечное расположение двигателя, то есть коробка передач смещена влево. В результате левый приводной вал становится короче правого. Таким образом, более длинный правый стержень не всегда цельный. Возможны варианты, когда он изготавливается из двух частей, которые соединяются при помощи выносной опоры (выносного подшипника).
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что на некоторых автомобилях в качестве внутреннего шарнира используется стойка, а не рассматриваемый в статье ШРУС обычного типа. В любом случае принцип работы стойки все тот же, и принципиальных отличий нет.
Устройство внутреннего ШРУСа
Внутренний ШРУС предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач на внешний ШРУС. Отличается от внешнего размером (в большую сторону) и ценой, хотя состоит из тех же деталей:
- Чемоданы в форме чаши с ведомым валом.
- Внутренняя обойма представляет собой сферический кулак с приводным валом.
- Сепаратор в виде кольца с отверстиями для шариков.
- Металлические шарики.
Роликовый вариант шарнира отличается наличием опоры, которая с помощью трех роликов перемещается по пазам, прорезанным во внутренней части корпуса. Шарики или ролики располагаются в пазах корпуса и удерживаются обоймой, которая соединена с приводным валом шлицевым соединением. При изменении угла наклона ведущего и ведомого валов шарики перемещаются по дорожкам, непрерывно передавая мощность.
Где находится ШРУС (Граната) в машине
Новички рано или поздно сталкиваются с вопросом «Где находится ШРУС (граната) в машине?» Такие вопросы возникают, когда с машиной что-то не так. Так пара шарниров устанавливается на переднеприводных автомобилях или на полноприводных автомобилях между передними полуосями и колесами. На заднеприводных ШРУСах (Гренада) внутренних ШРУСов (Гренада) нет, есть внутренние ШРУСы (Гренада) и наружные, трипоидные и т.д.
Срок службы и обслуживание
Граната в машине — это расходный материал. Приходится довольно часто менять. К счастью, стоимость установки и ремонта обычно не самая высокая.
Насколько часто используется заводская деталь, зависит от трех факторов:
- Стиль вождения;
- Модели машин;
- Своевременное обслуживание.
Первый фактор является критическим. Гранаты особенно боятся взведения курка при повороте руля в крайнее положение. В такие моменты узел испытывает максимальные нагрузки.
Если вы в основном передвигаетесь спокойно, можете поискать ресурс для своей машины на тематических форумах. Есть автомобили, где за обычный товар может уйти больше ста тысяч.
Под своевременным техническим обслуживанием подразумевается периодический осмотр пыльников, своевременная замена и набивка смазкой. При возникновении трещины в десне смерть ШРУСа наступит буквально через пару недель. А в дождливую погоду это может произойти еще быстрее. Причиной этого является вода, которая при попадании в агрегат приводит к коррозии и вымыванию защитной смазки.
Вам наверняка будет интересно узнать, что кроме гранат абсолютно во всех обычных машинах есть телевизор! Обязательно прочитайте нашу статью об этом, чтобы быть знающим автовладельцем.
Порванный пыльник — типичная неисправность
Кстати, пылевые выключатели вполне доступны по цене. Смазка тоже дешевая и называется банально — «ШРУС». При покупке не забудьте проверить, что в комплекте с пылесборниками идут хомуты для их затяжки.
Совет, как продлить жизнь гранате:
- Не нажимайте педаль в пол при повороте, особенно при запуске
- Вовремя меняйте пыльники и смазку
Ресурс наружных и внутренних гранат сильно отличается. Первый подвержен большим усилиям, так как вынужден поворачиваться на значительные углы, а потому чаще самоутверждается.
Деталь интерьера может не беспокоить всю жизнь автомобиля.
Звуки и симптомы поломки
Есть несколько признаков поломки шарнира:
- Разрыв пыльника. Достаточно съездить на заправку, где заменят неисправный элемент, и необходимость в ремонте самого ШРУСа отпадет.
- Свист гранаты. Звук очень напоминает трение об износившиеся до металла тормозные колодки.
- Придурки. Когда машина заводится, водитель чувствует небольшие неровности. Такое поведение свидетельствует о сломанных канавках гранаты.
- Нажмите. Они появляются в момент движения, при этом их количество варьируется от 2 до 5. При движении неприятный звук пропадает, но при следующей попытке движения появляется снова. Это также свидетельствует о неисправности «гранаты».
- Хруст. Если звук появляется непосредственно во время движения, это сигнал тревоги. ШРУС не просто изношен, он вот-вот заклинит. Ездить с такими повреждениями опасно, поэтому лучше вызвать эвакуатор и отправить машину в мастерскую.
При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков неисправности лучше отправить автомобиль на диагностику. Опытные водители могут самостоятельно осмотреть шарнир и выявить источник проблемы.
Замена переднего внутреннего ШРУСа
Решив заменить передний внутренний ШРУС, запаситесь следующими инструментами и запчастями:
- новый передний ШРУС, включая хомут и смазку;
- набор стандартных инструментов (домкрат, струбцина, пассатижи, отвертки, гаечные ключи и др.).
Для замены переднего внутреннего ШРУСа необходимо поставить автомобиль на смотровую яму или подъемник, так как шарнир находится внизу автомобиля, и только в этом случае можно получить доступ к узлу. Работы по замене элемента проводятся в следующем порядке:
- автомобиль фиксируется с помощью ручника и переключает коробку на четвертую передачу;
- противооткатные клинья расположены под задними колесами;
- после этого демонтируется защитный колпачок устройства и откручивается ступичная гайка;
- затем откручиваем болты, которыми крепится колесо автомобиля;
- колесо, на котором необходимо заменить передний внутренний ШРУС, вывешивается домкратом;
- после демонтажа шести болтов шарнир будет удерживаться за фланец;
- откручиваются два болта, с помощью которых фиксируется нижняя кулачная опора;
- руль отворачивается до упора, что приводит к выпадению шарнира;
- замена и установка нового переднего узла.
Снятие и замену переднего внутреннего ШРУСа можно проводить отдельно, а можно и одновременно с наружным. Используя приведенный выше алгоритм действий, легко заменить внутренний шарнир. Однако при замене нового триподного ШРУСа можно столкнуться с некоторыми трудностями с установкой трехбалочной вилки. Иногда ролики на нем не попадают в направляющие пазы внутри корпуса. Чтобы решить эту проблему, необходимо несколько раз провернуть приводной вал.
Методы самостоятельной диагностики
Для достоверной оценки состояния внутренних ШРУСов применяют следующий метод:
На ровной поверхности автомобиль ставится на стояночный тормоз, задние колеса блокируются противооткатными упорами или вспомогательными предметами.
При помощи домкрата и двух подпорок вывешивается передняя часть машины так, чтобы ведущие колеса не касались земли.
Двигатель заводится, включается первая передача (для АКПП — режим D). Если при медленном вращении передних колес периодически слышен резкий металлический треск или хруст, неисправны внутренние ШРУСы. Именно таким образом определяют состояние внутренних шарниров на заправках, поднимая автомобиль на подъемнике.
Подробное представление об этом методе диагностики вы можете получить из следующего видео:
Кроме того, стоит осмотреть пылезащитные кнопки на наличие повреждений и подтеканий смазки, а также проверить конструктивный люфт. Для этого раскачайте привод в разные стороны, не допуская проворачивания полуоси.
Предупреждение! Неисправный внутренний ШРУС может развалиться или выскочить из коробки передач на высокой скорости и стать причиной серьезной аварии. Необходимо своевременно проводить диагностику и устранять выявленные неисправности на приводах.
Признаки, сигнализирующие о неисправностях внутреннего и наружного ШРУСа
Внутренний шарнир прилегает непосредственно к редуктору. С противоположной стороны крепится полуось – она вставлена в центр игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. С ее помощью соединяются две «гранаты».
На неисправность этого элемента указывают следующие проявления:
- вибрации, хруст и стук при езде;
- появление шума при повороте руля;
- следы смазки на внутренней поверхности шин ведущих колес;
- «отскакивает» от автомобиля даже при движении по ровной дороге.
Задача внешнего звена — компенсировать постоянно меняющийся угол между полуосью и колесом при прохождении поворотов. С внутренней «гранатой» этот элемент соединен полуосью. Ошибки по этому элементу отображаются при повороте во время движения.
Элементы, противоположные направлению движения автомобиля, будут хрустеть. Например, если автомобиль едет влево, при столкновении сломается правый крайний шарнир.
Хруст и другие симптомы
Чаще всего проблемы с ШРУСами проявляются симптомами в виде хруста, возникающего при разгоне и поворотах. Кроме того, о неисправностях свидетельствуют вибрации, рывки и толчки при езде. Проблемы с наружным ШРУСом проявляются при резком начале движения с места, раскачивании.
При поломке внутренней «гранаты» появляется хруст, вибрации, которые ощущаются даже при движении по абсолютно ровной дороге.
Два типа петель «хрустят» по-разному:
- Для диагностики внутренних элементов можно использовать прямую дорогу со значительными выбоинами. При езде проблемный узел обязательно будет стучать.
- Вы также можете значительно увеличить вес задней части автомобиля. При езде в таком состоянии появившийся хруст будет свидетельствовать о поломке внутренней «гранаты”.
- Также можно будет выявить проблемы с ускорением при движении на высокой скорости. Они проявляются через вибрации и подергивания.
- Явные хрустящие звуки сопровождают работу внешней «гранаты» в большинстве случаев при входе в крутые повороты, когда приходится сильно крутить руль. Кроме того, о неисправностях будет свидетельствовать отдача в руле.
Может ли эта деталь гудеть при движении
Работоспособность шарниров угловой скорости можно проверить достаточно простым способом.
Для этого нужно прокатиться по кругу по ровной площадке, выворачивая руль до упора то в одну, то в другую сторону. Изношенные элементы будут гудеть при таком движении.
Такой простой прием поможет определить состояние интересующих узлов. Звуковая дорожка свидетельствует о том, что ШРУС может просто развалиться на мелкие кусочки. Во-первых, это может произойти с внешними элементами.
Также читать
Когда следует заменить стабилизатор поперечной устойчивости и можно ли восстановить его самостоятельно
Несмотря на простоту конструкции, стабилизатор поперечной устойчивости является достаточно важной частью подвески автомобиля. От этого зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров во время движения. Стойки распределяют…
ШРУС: самые распространенные неисправности
Шарнир равных угловых скоростей является одной из самых важных частей в автомобиле, которая подвергается многим рискам из-за постоянного движения. Помимо естественного износа, ШРУС регулярно подвергается внешним воздействиям – от воздействия природы до кривых рук незадачливых механиков или тюнинговых «специалистов». Мы собрали в одном материале все, что может произойти с этой запчастью.
Порванный пыльник
Наверное, самая распространенная неисправность одной из деталей ШРУСа, приводящая к поломке всего механизма, это повреждение пыльника. Последние бывают двух видов: резиновые и термопластичные. Резина заметно дешевле, поэтому используется в основном в бюджетном сегменте. Пыльники из термопластика заметно дороже, но они намного долговечнее, а также гораздо лучше противостоят механическим повреждениям. Некоторые автовладельцы с подозрением относятся к термопластику из-за его жесткости, что является ошибочным мнением.
Три главных врага пыльника ШРУСа — внешнее физическое воздействие, мороз и естественное истирание.
С морозом все понятно: здесь нужен только качественный состав материала пыльника, который не может стоить дешево. Так что если вы покупаете дешевый компонент, не стоит полагаться на его физические свойства.
Внешние повреждения чаще всего возникают у полноприводных автомобилей, которые часто ездят по бездорожью. В идеале после каждой такой поездки должен проводиться как минимум один визуальный осмотр.
Повреждение чаще всего происходит, когда проворачивается ШРУС и ребра пыльника начинают соприкасаться друг с другом. Поэтому необходимо при замене пылесборника смазывать его изнутри специальной смазкой, чтобы он не терся о сухую землю.
Есть такие конструктивные особенности самих машин (например, бытовой техники), когда ШРУС все время находится в согнутом состоянии и пыленоситель касается его внутренних металлических частей. Кроме того, бывает, что пылесборник находится вблизи сильных отопительных систем, например выпускного коллектора, в результате чего медленно плавится.
Порванный пыльник сразу не покажется поломкой. Если смазка качественная, она достаточно долго будет смазывать все трущиеся детали. Так, если при диагностике поломка не была выявлена, поломки и гудения ШРУСа иногда можно ожидать в течение месяца и даже больше, так как в самом механизме смазка держится достаточно долго, но в него попадают абразивные частицы, которые ускоряет износ.
При потере смазки начинается перегрев трущихся механизмов, в результате чего вращается держатель ШРУСа и переднеприводный автомобиль остается с одним ведущим колесом.
Выработка шариков качения
Чаще всего это либо следствие повреждения пыльника и описанных выше проблем, либо просто старение металла из-за большого пробега. Проявляется появлением посторонних звуков со стороны подвески, щелчками в поворотах, микровибрациями и рывками при запуске. Устраняется только заменой механизма. Стоит отметить, что неисправный ШРУС может привести к поломке сопряженных узлов, поэтому не откладывайте его замену надолго.
Выработка на шлицевой части
Это повреждение характерно для ШРУСа с промежуточным валом (удлинителем). На самом деле в механизме сочленения происходит износ или поломка шлицов. Происходит это либо из-за дефекта конструкции, либо из-за того же старения металла. Со временем шарнирно-сочлененный механизм начинает ржаветь, появляется износ и, как следствие, люфт, что приводит к вибрациям. Самое обидное, что сам ШРУС может быть вполне годным, но менять приходится все в сборе.
Выработка в игольчатом подшипнике трипоида
Трипоидный ШРУС бывает двух видов: обычный и с внешней клипсой. Основной причиной выхода из строя обоих типов является износ. В простом варианте под определенными углами штатив начинает скользить, а не крутиться. С внешним роликом подшипник вращается на всех углах поворота, работает более плавно и заметно дольше изнашивается.
На некоторых моделях корпус штатива расположен в редукторе. В этом случае он изготавливается из более качественных металлов и несет большую нагрузку. Если у автомобиля есть выбор между шаровыми и трипоидными ШРУСами, то за последний совершенно точно стоит доплатить.
Появился люфт на ШРУСе: причины и методы устранения
Такая деталь автомобиля, как ШРУС, большинству автовладельцев известна как ШРУС. Этот элемент ходовой части способствует передаче крутящего момента от автоматической или механической коробки передач на колеса. При этом эту функцию выполняет ссылка CV внутреннего и внешнего типа. Их свойства и структура варьируются в зависимости от местоположения. Так шарнир внутреннего типа соединяет карданный вал и вариатор, а внешний – тот же вал и ступицу колеса.
Но в момент движения на эти детали приходится большая нагрузка. Чтобы защитить ШРУС от износа и сделать его более долговечным, для изготовления элементов используются только износостойкие материалы, а при их использовании – смазочные жидкости. Но, несмотря на это, поломок не всегда удается избежать. Самый распространенный вид неисправности – появление люфта. При этом она может возникать как в самом шарнире, так и в области соединения.
На наличие подъемника указывает появление сильных вибраций всего кузова в момент, когда автомобиль набирает скорость 80 км в час. Также, если увеличить цифру до 100 км в час и выше, вибрацию можно уменьшить. Кроме того, вибрации или шум при переключении рычага переключения передач в коробке передач свидетельствуют об аналогичной неисправности ШРУСа.
Основанием для появления люфтов на шарнирах при равных скоростях является:
1 износ шлицевого соединения двух элементов в неравномерном соотношении;
2 наличие ошибок в конструкции подшипников и сателлитов;
3 заводских брака на шарнирных элементах;
4 неправильная установка ШРУСа;
5 недостаточное количество материала для смазки в самой детали и в пылесборниках;
6. Негерметичность петель, появившаяся в результате повреждения пыльника.
Чтобы избавиться от люфта на шарнире при постоянной скорости, необходимо заменить элемент на новый. Это можно сделать самостоятельно с помощью гаечных ключей и трещотки. Однако процесс может занять много времени и усилий. Если автовладелец не уверен, что сможет осуществить замену самостоятельно, в таких случаях рекомендуется обратиться в автосервис.
Источник
Основные причины и признаки отказов
Опыт эксплуатации и ремонта автомобилей говорит о том, что проблемы с вождением могут возникнуть даже на новом автомобиле с небольшим пробегом. Причин, по которым возможен отказ ШРУСа, несколько:
- Отсутствие жира. Последний может вымываться через неплотное соединение пылезащитного колпачка с металлическими деталями или через поврежденные участки защитного покрытия. Недостаток смазки или ее полное отсутствие приводит к повышенному износу контактных поверхностей.
- Повреждение пыльника. Грязь, дорожная пыль, песок могут попасть в ШРУС через щели и отверстия. Смешиваясь со смазкой, мельчайшие частицы становятся абразивным материалом, который изнашивается на рабочих поверхностях.
- Детали низкого качества. Из-за высоких контактных напряжений в узле применяют легированные стали повышенной твердости. Если производитель отступит от технологии производства, используя «мягкий» металл, детали быстро выработают ресурс.
- Агрессивное вождение или буксировка тяжелых прицепов. Запас прочности сборки конструкторов выставлен таким образом, что ресурса хватает среднестатистическому водителю. Превышение рабочей нагрузки приводит к сокращению срока службы преобразователя частоты.
- Механическое воздействие. Если колесо попало в глубокую яму, или автомобиль попал в аварию, может произойти повреждение элементов привода.
- Естественная деградация узла. В выработавшем ресурс ШРУСе наблюдается увеличение рабочих зазоров, что приводит к быстрому разрушению.
К вашему сведению! Повышенная вибрация, являющаяся следствием износа деталей подвески (шаровых опор, наконечников, стоек), негативно сказывается на состоянии ШРУСа, сокращает срок его службы.
При первых признаках проблемы с петлями необходимо проверить привод переднеприводного автомобиля. Если вовремя не обнаружить дефект, повреждения ШРУСа могут превысить критические и он может разрушиться при движении. В худшем случае автомобиль может попасть в аварию, а в лучшем случае его придется доставлять к месту ремонта на эвакуаторе или заменять неисправную деталь прямо в дороге. Водители должны быстро реагировать на признаки выхода из строя ШРУСа:
- Хрустящие (щелкающие) звуки при поворотах.
- Пространство между шарнирными частями.
- Шум при запуске или резком ускорении.
- Рыбалка на разгоне.
Как определить хрустящий ШРУС
узнать, какая «граната» хрустит, достаточно просто. В первую очередь нужно понимать, что характерный скрип или визг при поворотах исходит от наружного ШРУСа. Внутренний шарнир может издавать дребезжащий звук на правильном пути. Алгоритмов диагностики мы коснемся чуть ниже.
Стук наружного ШРУСа обычно возникает при повороте водителя с полностью или сильно вывернутыми колесами (в свою сторону). Особенно это слышно, если еще и «включить газ» в этот момент. В этот момент шарнир испытывает максимальную или близкую к ней нагрузку, а при его неисправности возникают указанные звуки. Внешне это может проявляться «отдачей», ощущаемой в руле при повороте.
Что касается внутренних ШРУСов, то их поломку диагностировать сложнее. Обычно подобный звук исходит от них при езде по неровной дороге, и чем глубже колесо попадает в более глубокие ямы, тем большую нагрузку испытывает шарнир, соответственно, он сильнее хрустит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа диагностируется по вибрации и «рывкам» машины при разгоне и на высокой скорости (около 100 км/ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы аналогичны ситуации, когда колеса не отбалансированы).
Далее перейдем к ответу на вопрос, как определить какой ШРУС сдавливает, внутри или снаружи. Существует несколько алгоритмов проверки. Начнем с внешних петель.
Внутренний ШРУС: признаки неисправности не увидеть сложно
Конструктивно заложено, что на одно ведущее колесо идут две гранаты, то есть два ШРУСа — внутренний и внешний. Внешний передает мощность на ступицу колеса от полуоси, а внутренний ШРУС вращает ось от коробки передач.
Читайте также: Как заделать дыру в двери автомобиля
Несмотря на то, что ШРУС — это механизм, наружный ШРУС выходит из строя раньше, потому что на него больше нагрузка и к тому же его габариты меньше. Чтобы понять, что изношен наружный ШРУС, нужно вывернуть руль до упора в сторону и пройтись пешком. В этот момент будет максимальный угол между полуосями и ШРУС будет хрустеть при неисправности.
Также будет интересно: Какова функция шкива коленвала в автомобиле
А внутренний ШРУС проверяют иначе, начинает шуметь при движении по прямой. А если еще загнать в дырку, то хруст будет очень явным. Кроме того, первые признаки выхода из строя ШРУСа на Приоре или любом другом ВАЗе хорошо видны, если поднять автомобиль на подъемнике. Вы также можете включить первую передачу на подъемнике и нажать на газ, чтобы колеса закрутились.
Когда машина находится в подвешенном состоянии, внутренняя оболочка будет сильно прогибаться и звук изношенного ШРУСа будет отлично слышен. Вот так и выявляются признаки неисправности ШРУСа ВАЗ 2114 или ВАЗ 2115. Обнаружив эти признаки, можно смело идти покупать новые гранаты и готовиться к замене.
Далее на видео следы износа внутреннего ШРУСа — появился хруст в колесе:
Определение хруста от наружного ШРУСа
Конструкция наружного ШРУСа
Необходимо выбрать ровную площадку, по которой можно было бы проехать на автомобиле. Поверните колеса до упора в одну сторону и резко троньтесь с места. Это усилит нагрузку на шарнир, и если он неисправен, вы услышите знакомый звук. Кстати, слушать его можно самостоятельно (с открытыми окнами) или с помощником, чтобы он находился возле руля во время движения машины. Второй случай особенно хорош для диагностики правильного ШРУСа, так как звук оттуда хуже доходит до водителя. Впрочем, такие процедуры можно проводить и в дороге или в «полевых условиях», чтобы не заморачиваться и не искать дополнительное место для испытаний.
При повороте автомобиля налево трескается правый наружный ШРУС, а при повороте направо левый. Это связано с тем, что соответствующие шарниры в настоящее время являются наиболее нагруженными, так как на них передается большая часть массы машины при условии создания значительного крутящего момента. И чем больше нагрузка, тем громче звук. Но в редких случаях верно и обратное. Поэтому неплохо послушать, с какой стороны доносится шум, снаружи автомобиля,
Диагностирование повреждений
Недостаточно знать признаки, чтобы определить неисправность во внутреннем или внешнем ШРУСе. Шум может возникать и при других неисправностях деталей подвески. Следует выявить симптомы, чтобы определить, есть ли неисправность ШРУСа. Дефекты внутренних и наружных шарниров диагностируются по-разному. Их объединяет работа с повышенной нагрузкой и в крайних положениях. Только так можно определить критический износ, не снимая шарниры с автомобиля.
Проверка внутреннего шарнира
Для проверки внутренней гранаты и определения неисправного ШРУСа необходимо нагрузить эти детали. При управлении автомобилем водители используют два метода диагностики: преодоление препятствий и перегрузка автомобиля. В первом случае ездят по неровной дороге с выбоинами и ухабами. Для этого выберите часть полотна так, чтобы препятствия располагались с одной стороны. Едет попеременно со скоростью 15-20 км/ч по кочкам правым и левым колесами. При наличии дефектов при наезде на выбоины будет характерный стук в районе крепления шарнира.
Другой способ — перегрузить машину так, чтобы передняя часть машины немного приподнялась. В этом случае внутренние петли будут работать под критическими углами, что спровоцирует появление более выраженного шума. Чтобы утяжелить машину, водители сажают пассажиров на заднее сиденье, а в багажник грузят тяжелые предметы. Когда передняя часть автомобиля немного приподнимется, проедьте по ровному участку дороги, желательно с уклоном в гору. При увеличении нагрузки шарнир должен стучать сильнее.
К вашему сведению! Шуметь во время движения может не только привод. Чтобы точно определить поломку внутреннего ШРУСа, нужно провести диагностику узла на АЗС или в сервисной мастерской.
См. Также: Коды ошибок приборной панели
Наружного
По появлению признаков определить неисправность в наружном ШРУСе не составит труда. Водителю необходимо выбрать ровную площадку, где можно свободно ездить в разные стороны, никому не мешая. Для диагностики необходимо поочередно крутить колеса вправо и влево, резко тронуться с места. Шарнир с развёрткой даст хруст. Из-за большого расстояния между деталями будет легко определить сторону, где находится неисправный ШРУС.
Звук, исходящий от трансмиссии, лучше слушать при открытых окнах. Можно выбрать место рядом со стеной. В этом случае будет достигаться эффект усиления звуковых волн, когда они, отражаясь от препятствия, достигают водителя. Кроме того, вы можете попросить помощника послушать шум, исходящий от деталей шестерни. Как правило, при повороте вправо будет шуметь левый ШРУС, и наоборот. Это объясняется инерционными силами, действующими на автомобиль, и перераспределением нагрузки.
Универсальная проверка шарниров
Алгоритм диагностики позволяет более точно определить, какая деталь повреждена. Последовательность действий:
- Поставьте автомобиль на ровную площадку, зафиксируйте задние колеса ручным тормозом, установите противооткатные упоры.
- Поддомкратьте поочередно правое и левое передние колеса. Для безопасности под кузов лучше установить подпорки.
- Запустите двигатель и включите первую передачу. В этот момент подвесное колесо начнет вращаться.
- Для диагностики внутреннего шарнира плавно нажмите педаль тормоза и нагрузите привод. Появление шума возле редуктора свидетельствует об износе детали.
- Для проверки внешнего ШРУСа полностью поверните рулевое колесо попеременно вправо и влево. Если неисправен только внутренний шарнир, звук не изменится. По мере износа внешнего к общему шуму будет добавляться постукивание от него.
- https://ProAvtoMaster.com/remont/priznaki-neispravnosti-vnutrennego-shrusa
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-perednego-shrusa/
- https://4x4privod.ru/priznaki-neispravnosti-shrusa-diagno/
- https://mashintop.ru/articles.php?id=3254
- https://lada-xray2.ru/sovet/kak-ponyat-chto-shrus-nado-menyat
- https://dvizhok.su/parts/shrus-samyie-rasprostranennyie-neispravnosti
- https://LakkRoll.ru/dolzhen-li-byt-lyuft-vo-vnutrennem-shruse-privoda/
- https://dongfeng-auto.ru/ts/kak-opredelit-neispravnost-shrusa.html